Информация о деятельности КГКП «Дворец школьников» отдела образования города Шахтинска управления образования Карагандинской области
Наш Дворец школьников – это огромный мир творчества и вдохновения, в стенах которого ребята в возрасте от 4 до 18 лет бесплатно посещают 145 кружков по следующим направлениям:
- интеллектуально-познавательное
- декоративно-прикладное
- художественно-эстетическое
- спортивно-оздоровительное
- эколого-биологическое
- научно-техническое
- гражданско-патриотическое
- туристско-краеведческое
- инклюзивное
- профориентационное
- социально-педагогическое
В соответствии с Концептуальными подходами к развитию дополнительного образования детей в Республике Казахстан, работа во Дворце школьников направлена не только на осуществление учебно-воспитательного процесса, а так же на введение новых актуальных направлений образовательной деятельности.
Для увеличения охвата детей и подростков дополнительным образованием детские объединения Дворца школьников работают на базе детских садов, школ и Шахтинского Технологического Колледжа, с которыми заключены меморандумы и договоры.
В рамках сетевого сотрудничества и обмена опытом работы внедрены в практику несколько творческих проектов:
Творческий проект «Талисман удачи» по оказанию дополнительных услуг, направленных на развитие функциональной грамотности школьников во внеурочное время в различных направлениях: техническое творчество, художественно-эстетическое воспитание, интеллектуально-познавательное направление. На базе школ в этом учебном году работают различные кружки, которые ребята посещают сразу после уроков: «Волшебные игры» (ОШ №4), «Секреты русского языка» (ОШ им.Е.Букетова), «Клуб волонтеров», «Клуб интеллектуальных игр», «Школа этики», «Мастерская творчества», «Мир творчества» (ОШ№7), «Мастерская творчества» (ОШ№8), «Фантазия», «Занимательная физика» (ШГ им.С.Сейфулина). На базе дошкольных организаций продолжат работу бесплатные кружки «Страна «Светофория», «Тоғызқұмалақ».
Профессиональная ориентация подростка решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. В декабре 2020 г. произошла реорганизация Детско-юношеского центра путем присоединения Межшкольного учебно-производственного комбината. Появилась новая организация – Дворец школьников.
Открылся «Центр профессиональных компетенций и карьерного роста».
В целях создания условий для организации и проведения организационно - методической работы по профориентации с учащимися и родителями создан городской совет по профориентации, также советы по профориентации есть в каждой школе и у нас во Дворце школьников, утверждены планы работы на год.
В рамках творческого проекта по предпрофильной подготовке «Выбор будущего» для учащихся 10-11 классов, направленного на развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности продолжено обучение по следующим кружковым направлениям: «Автодело», «Автослесарь», «Технология приготовления пищи», «Основы медицинских знаний», «Парикмахер – визажист», «Дизайн одежды», «Спасатель», «Основы психолого-педагогической деятельности», «Масс-медиа».
Одним из способов создания условий для качественного профессионального самоопределения является организация и проведение профессиональных проб. Профессиональная проба — это профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональные пробы дают возможность приобрести опыт в той деятельности, которую он выбрал, и определить, соответствует ли ее характер его способностям и умениям. Профессиональные пробы проводятся для учащихся 9-11 классов представителями организаций ТиПО и ВУЗов (как выездные, так и в нашем центре).
В течение всего учебного года в рамках профориентационной работы проходят различные встречи с представителями учебных заведений, экскурсии на предприятия.
Поддерживая культуру инклюзивного образования, реализуя его идеи, наше образовательное учреждение – КГКП «Дворец школьников» каждодневно действует в инновационном режиме в силу того, что инклюзивное образование – это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду, которая главным образом должна соответствовать его индивидуальным потребностям и возможностям. Создание специальных образовательных условий для учащихся с ООП и дальнейшая их реализация возможна при командном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Для детей данной категории проводятся занятия в клубах «Особый ребенок», «Здоровье», «Шабыт әлемі» (на базе ДШ), на базе коррекционного центра ОШ им.Е.Букетова– «Фантазийки», а на базе СШИ №7 УО КО -различные детские объединения: «Чудеса из бумаги», «Фантазийки», «Краски радуги», «Веселые нотки», «Домашний парикмахер». Также открыта группа по обучению детей с нарушением опорно-двигательной системы национальной игре тоғызқұмалақ (проводятся индивидуальные занятия на дому).
Обучение учащихся с особыми образовательными потребностями требует сотрудничества большого числа людей, в особенности различных специалистов, профессионалов и родителей. Далеко немногие области педагогики требуют такого же уровня сотрудничества и командной работы как инклюзивное образование. Поэтому администрация Дворца школьников и педагогический коллектив посчитали наиболее необходимым создать такую модель сопровождения инклюзивным образованием, реализация которой основана на командном взаимодействии.
Вся работа проводится в рамках разработанного нами социального проекта «Я в большом мире», цель которого - создание условий в системе дополнительного образования, обеспечивающие интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в социум.
1 модуль: «Сетевое сотрудничество» - разработка системы мероприятий для развития сетевого взаимодействия по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (планы совместной деятельности, меморандумы и т.д.). Работа по объединению образовательных ресурсов профессиональных, специализированных образовательных организаций, школ, организаций ТиПО.
2 модуль: «Информационно-методическое сопровождение» - оказание помощи педагогам в работе с детьми с особыми потребностями через обеспечение эффективной и оперативной информации о новых методиках организации образовательно-воспитательного процесса. Все педагоги, работающие с детьми с ООП прошли курсы ПК РУМЦДО МОН РК по теме «Развитие детей с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании».
Регулярно рассматриваются вопросы по работе с данной категорией детей на педагогических советах, совещаниях при директоре, проводятся круглые столы, семинары и др. Оказывается методическая и консультативная помощь педагогам при составлении дополнительных образовательных программ.
3 модуль: «Образование и социализация» - педагогическая поддержка творческой инициативы детей и направление ее в русло созидательной продуктивной деятельности.
98 детей данной категории занимаются в кружках Дворца школьников. Деятельность педагогов направлена на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями, способного принять себя таким, какой он есть, умеющего чувствовать себя полноценным членом общества. Работа в данном направлении способствует развитию памяти, мелкой моторики и мышления обучающегося; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность; ориентирует отвечать на вопросы: «Как?» и «Зачем?». А самое главное – данная деятельность позволяет обучающемуся расширить круг своего общения и дает возможность адаптироваться в социуме. Также, создан клуб психологической поддержки «Шаг навстречу» для родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
4 модуль: «Культурно-досуговый» - создание условий для развития коммуникативных компетенций и творческих способностей у детей с особыми потребностями при общении в группе сверстников, уделяя особое внимание толерантному, доброжелательному отношению к многообразию жизни. Для детей «особой заботы» проводятся различные игровые программы, творческие занятия, праздничные мероприятия, а также педагоги Дворца школьников оказывают помощь в организации и подготовке детей с особыми образовательными потребностями к городским и областным творческим конкурсам, выставкам, соревнованиям. Также ежегодно дети данной категории принимаются в ряды РОО ЕДЮО « Жас Ұлан».
5 модуль: «Профориентационный» - организация профориентационной поддержки детям с ООП в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими желаниями, возможностями, способностями, индивидуальными особенностями. Дополнительное образование детей – это образование поисковое, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), помогающее личности определиться с выбором профессии, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Т.о. в условиях дополнительного образования дети с особыми образовательными потребностями могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу, получают возможность полноценной организации свободного времени.
Большое внимание уделяется организации и проведению семинаров, мастер-классов, консультаций с педагогами профессиональных образовательных организаций в «Центре профессиональных компетенций и карьерного роста» по вопросам ранней профилизации детей с ООП и своевременности профориентационной работы.
В рамках сетевого сотрудничества и обмена опытом работы организаций дошкольного, среднего и дополнительного образования Шахтинского региона в области робототехники и научно-технического творчества на базе ДШ функционирует Творческая Лаборатория Интеллектуальных Технологий, в состав которой входят руководители кружков по робототехнике школ города и детских садов.
С целью обмена опытом, совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствования образовательной среды кружков-партнеров, нами был разработан и успешно реализуется творческий педагогический проект «Перекресток идей», основной идеей которого является «Вместе – к успеху каждого».