Солнечный Дом Детства – как это все начиналось…

Но сколько б ни прошло, и не промчалось лет,
Нам хочется порою оглянуться
На то, что унеслось, но словно смотрит вслед,
К чему душою хочется вернуться…

1962 год. Только что родившийся горняцкий город. Появились первая школа, первая больница… И тогда, в целях улучшения воспитательной работы с учащимися города Исполком Шахтинского Горсовета депутатов трудящихся издал приказ от 02.08.1962г. «Об открытии в г.Шахтинске городского Дома пионеров». Директором была назначена Турова Л.

В те годы располагался главный Дом для детей пока еще в маленьком здании барачного типа. Наверное, символично, что самым первым кружком Дома, задавшим темп и определившим неизменно высокую планку для всех последующих начинаний стал «Судомодельный» кружок». А его руководителем номер один – выпускник Клайпедского судостроительного училища, уже отслуживший в частях ПВО Северного флота, молодой и по-хорошему амбициозный Степан Яковлевич Корнев. За большую плодотворную педагогическую работу Корнев С.Я. награжден грамотами Президиума Верховного Совета Каз.ССР, Минпроса Каз.ССР, Знаком ЦК ВЛКСМ И ВЦСПС «Наставник молодежи», Знаком ЦС ВПО «За активную работу с пионерами», Дипломами Минпроса Каз.ССР 1 степени за подготовку к соревнованиям. Под его руководством кружок 12 раз становился Чемпионом Республики!

В 1963 г. директором Дома пионеров становится Леонова Т., в 1965г. – Щербина В.И., 1966г. – Сер А.А.

Шахтинск быстро растет и строится, сюда приезжают новые люди, рождаются дети, открываются школы и детские сады. 1 сентября 1968 года директором Дома Пионеров была назначена Расулова Христина Александровна. Ей принадлежала отличная мысль объединения вожатых всех школ города и близлежащих поселков в Клуб Пионервожатых «Оптимист».

70-е годы … В Дом пионеров на работу приходят неисправимые романтики, увлеченные люди, настоящие энтузиасты детского творчества: Сепетый Владимир Федорович – руководитель авиамодельного кружка, МС РК, бессменный наш аккомпаниатор на протяжении 40 лет – Работягова Тамара Петровна, методисты – Неймышева Т.А., Беляй Е.Т., Малютина В.В., Надан А.А. – руководитель «Кино-фотостудии» и многие другие. В 1973 году Расулову Х.А. переводят методистом ГорОО, затем зав.общим отделом городского акимата. Директором Дома пионеров назначен Надан Анатолий Адамович.

1974г. Самое знаменательное событие – здание треста «Шахтинскуголь» было отдано детям. И Дом пионеров из старого здания 21 мая переезжает в большое, светлое помещение. Начинается новый этап жизни нашего Дома.

1975г. В январе директором назначают Литвинову Нину Александровну, а с 25 августа – Дериеву Наталью Андреевну, которая на протяжении 35 лет возглавляла наш коллектив. Она не только чуткий человек, она – умелый руководитель. Ее труд оценен Грамотами Минпроса Каз.ССР, Знаком ЦС ВПО «За активную работу с пионерами», Почетными грамотами Акима Карагандинской области и г.Шахтинска, Знаком «Отличник образования РК», юбилейной медалью «Қазақстан Конституциасына 10 жыл», Благодарственным письмом Союза детских общественных организаций «Жулдыз».

Пионерское и комсомольское движение находилось в самом зените своей деятельности, вокруг Клуба Вожатых консолидировалась самая инициативная молодежь города, а заводилой во всех интересных делах и начинаниях был Дом пионеров. К руководителю – новатору с удовольствием тянутся талантливые педагоги, а Наталья Андреевна продолжает собирать вокруг себя творческое «ядро», обучая руководителей и открывая абсолютно новые направления и кружки в Доме пионеров: Охрименко Александр Васильевич – бывший кружковец, руководитель «Судомодельного» кружка на протяжении уже 45 лет, Панюшина Татьяна Викторовна – бывшая вожатая, руководитель «Школы пионерского актива», методист, Рогожина Нина Захаровна – бывшая вожатая, затем методист по детскому движению, Зубко Татьяна Васильевна – бывшая вожатая, руководитель кукольного кружка, заведующая массовым отделом, Эбауэр К.К. – «Клуб туристов», Шайтанова Людмила Михайловна – руководитель комсомольского штаба, методист по кружковой работе и в последствии – директор СШ№ 7. Вся самая передовая методика и достижения педагогического мастерства обязательно апробируются и внедряются здесь.

80 – е годы… Тогдашний Дом пионеров без преувеличения можно назвать настоящим Центром воспитательной работы. Неудивительно, что все праздники и массовые мероприятия Дома пионеров становятся настоящей точкой притяжения для детей города. Действуют 24 детских объединения, объединяющих по интересам более тысячи ребят. Бесспорно, ценным приобретением для Дома стали педагоги высокого творчества и доброжелательности: Федотова Т.М. – руководитель пионерского штаба, Вагнер Ф.Г. и Маловинский В.С. – музыканты «от Бога», Цвиликова Л.В. – культорганизатор, Янученок Ф.С. и Шабалкина Н.Н. – прекрасные хореографы, а Шмик Ирина Эсперовна, которая пришла в Дом пионеров в 1980 году, – с 2014 года директор Дворца школьников и Коренева Елена Петровна – руководитель кружка ЮИД по сей день трудятся в этих стенах.

90 – е годы… Все, что делается от души, не проходит бесследно, напротив, остается в сердце, вызывая восхищение и благодарность ни одного поколения шахтинских ребятишек. Услышать ребенка и вслушаться в его мир, его проблемы – лозунг педагогов дополнительного образования: Константиновой Елены Николаевны – бывшей выпускницы и руководителя танцевальной студии «Хамелеон», Сайфуллина Азата Назимовича – бывшего кружковца и руководителя судомодельного кружка, спортсменов – профессионалов: Кизатова Т.Т., Кабичева Г.И., Шарапова В.В., Ким Е.Ю.

В 1995 году, в период реорганизации, когда все учреждения дополнительного образования столкнулись с серьезными проблемами, ДЮЦ проводил и проводит многогранную деятельность по сохранению в городе бесплатных объединений различных направлений, взяв под свое «крыло» технические кружки бывшей городской Станции юных техников, которые стали родными для всех нас. До сих пор работает в коллективе Дронива Ярослава Степановна – руководитель Школы технических наук «Шаг в будущее».

2000 – е годы… И вновь в нашем Доме звучит смех и радость бытия совместного творчества детей и педагогов. На протяжении многих лет опытные, внимательные, творческие педагоги Детско-юношеского центра продолжают открывать для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, дарят им частицу своего тепла и доброты: Хапар Б.– уникальный музыкант, Потапов Д.В., Туктанов П.П., Дроцюк В.В., Ащепков П.П., Сакенов Б.Р. и Мизамбаев Р.К. – наши спортивные «звезды», Жоглик С.Л. – заведующая методическим отделом, Михайловская И.В. – заместитель директора по УВР, Утепбаева К.Х. – «Говорим на 2-х языках» и тоғызқұмалақ, и многие другие.

В истории главного детского Центра города, как в зеркале, отражаются события нашей жизни. Но каким бы изменениям ни подвергался Дом пионеров, а теперь – Дворец школьников – от названия до внедрения новых технологий, он был и всегда будет Домом детской радости и творчества, доброты и духовного богатства.

Сегодня Дворец школьников – это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, это целый мир – многогранный, яркий, наполненный звуками и красками, общением, спортом, вдохновением и творческим поиском, в стенах которого более 2000 ребят в возрасте от 4 до 18 лет бесплатно посещают различные кружки по следующим направлениям: интеллектуально-познавательное; декоративно-прикладное; художественно-эстетическое; спортивно-оздоровительное; эколого-биологическое; научно-техническое; гражданско-патриотическое; туристско-краеведческое; инклюзивное; профориентационное.

Для достижения поставленных задач дополнительного образования, в первую очередь, необходим квалифицированный педагог, наставник, свободно владеющий своей профессией, готовый к постоянному методическому и профессиональному росту. В стенах нашего Дворца школьников трудятся талантливые, творческие, беспокойные и профессиональные педагоги, среди которых есть мастер спорта СССР по борьбе – Грибоедов Ю.В., кандидаты в мастера спорта – Мизамбаев Р.К., Охрименко А.В., заслуженный инструктор РК по туризму – Шилов А.И., внесенные в книги «Сердце, отданное детям» - Лучшие работники образования РК (Дериева Н.А., Шмик И.Э., Работягова Т.П., Зубко Т.В.), «Корифеи казахстанского бокса» (Мизамбаев Р.К.), Большую Международную энциклопедию «Лучшие люди. Лучшие в образовании» (Жилкина Н.В., Есжанова Б.С., Шмик И.Э., Хапар Б., Константинова Е.Н. - рубрика «Доска почета»), победители и призеры различных профессиональных конкурсов, награжденные Почетной грамотой и благодарственными письмами МОН РК и многие другие.

В дополнительном образовании учатся делать то, что хочется, учатся быть созидателями и творцами. И самое высокое творчество – раскрытие и реализация каждым ребенком своих потенциальных возможностей.

Главная воспитательная задача Дворца – одарить, максимально поддержать ребенка в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий, сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами, идеями, сотворческими дерзаниями.

В соответствии с Концептуальными подходами к развитию дополнительного образования детей в Республике Казахстан, в деятельности Дворца школьников наметился переход на новый этап развития, инновационной идеей которого является не только осуществление учебно-воспитательного процесса, а так же введение новых актуальных направлений образовательной деятельности.

Активно функционируют качественно подобранные механизмы интеграции дошкольного, среднего, технического и профессионального и дополнительного образования. Для увеличения охвата детей и подростков дополнительным образованием детские объединения Дворца школьников работают на базе детских садов, школ и Шахтинского Технологического Колледжа в рамках реализации опытно-экспериментальной программы. Необходимо отметить положительную динамику роста количества кружков, действующих на базе ОО региона и, следовательно, больший охват детей услугами дополнительного образования.

Сегодня время диктует: «Приоритет там, где есть инновация!». Для обучения детей фундаментальным основам технического творчества с использованием информационно-компьютерных технологий в декабре 2018 года был открыт Техноцентр «Кемеңгер» с новейшим современным оборудованием (руководитель Шеенко И.Н.): «Школа робототехники» - соревновательная робототехника, детская робототехника (Захаропуло В.И.), робототехника с 3D моделированием, «Видео-мастер», «InfoSphere» (Морозов Я.Н.); «Академия Архимеда» - Fablab – лаборатория со станочным оборудованием с ЧПУ, STEM – лаборатория (физика, химия, биология), кабинет радиоэлектронного конструирования (Хамков И.А.); лингафонный кабинет «Poliglot» – кружки «Полиглотик» (МаленокИ.А.), «Говорим на 2-х языках», «Технический английский»; Школа технических наук «Шаг в будущее» (Дроника Я.С.), УМК «Кабинет биологии новой модификации», «Гидропоника» (Альжанова Г.К.), «Эврика – парк», клуб интеллектуальных игр «INDIGO club», имеется музей судомодельного кружка (Охрименко А.В.).

В рамках заключенного меморандума с ШТК проводится деятельность по развитию научно-технического направления между СКБ (студенческое конструкторское бюро) ШТК и Техноцентра «Кемеңгер» Дворца школьников с привлечением НОУ ОШ№6. Также начата совместная работа по развитию предпринимательских навыков и формированию бизнес-идей воспитанников ДШ – студентов ШТК и Палатой предпринимателей г. Шахтинска в «Школе молодого предпринимателя».

В рамках сетевого сотрудничества и обмена опытом работы организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального и дополнительного образования Шахтинского региона в области робототехники и научно-технического творчества на базе ДШ продолжается работа Творческой Лаборатории Интеллектуальных Технологий, в состав которой входят руководители кружков по робототехнике школ города и детских садов.

В целях интеграции системы среднего и дополнительного образования в рамках городского учебно-воспитательного проекта «Поколение 1+1», на базе Дворца школьников внедрены в практику работы несколько творческих проектов:

  1. Творческий проект развития образовательной робототехники «От замысла к воплощению» - развитие научно-технической направленности через систему сетевого взаимодействия и социального партнерства учреждений среднего и дополнительного образования: кружок «Основы робототехники». Технологические решения проекта через занятия по курсу «Основы робототехники» позволят повысить эффективность работы с талантливыми детьми, усовершенствовать профориентационную работу в системе образовательных учреждений города, а, в конечном итоге, повысить уровень компетенций инженерно-технического персонала, выпускаемого казахстанскими учебными заведениями высшего профессионального образования.
  2. Творческий проект «Талисман удачи» по оказанию дополнительных услуг, направленных на развитие функциональной грамотности школьников во внеурочное время в различных направлениях: Кружки «Master ART», «Вкусная кухня», «Мастерская творчества», «Клуб интеллектуальных игр», «Школа этики», «Хор», «Занимательная физика», «Юный математик» и многие другие.
  3. Творческий проект по предпрофильной подготовке «Выбор будущего» для учащихся 10-11 классов с целью развития широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности. Обучение ведётся по следующим кружковым направлениям: «Автодело» (Сарсекеев М.С.), «Автослесарь» (Ганиев А.В., Тычинская Н.Ю.), «Технология приготовления пищи» (Нестерова Н.В.), «Медицинское дело», «Парикмахер – визажист» (Арнаут О.С.), «Киім дизайны» (Оспанова Т.А.).
  4. С целью обмена опытом, совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствования образовательной среды кружков-партнеров, нами был разработан и успешно реализуется творческий педагогический проект «Перекресток идей», основной идеей которого является «Вместе – к успеху каждого».

    Расширяется работа по спортивно-оздоровительному, туристско-краеведческому и эколого-биологическому направлению, гражданско-патриотическому воспитанию. На базе туристического объединения «Юный горный спасатель» продолжает работу кружок «Следопыт»; кружок «Гидропоника» эколого-биологического направления, а также в STEM – лаборатории открыто направление по исследовательской биологии. Проводится работа по созданию совместного творческого проекта «Спорт – Туризм – Здоровье» по внедрению здоровьесберегающих технологий спортивного туризма и туристского многоборья в занятия физической культуры (ШТК - ДШ – ОШ №6).

    Дворец школьников устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс. Именно социально-педагогический комплекс может решить реальные проблемы детей, и творчески и интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей с особыми образовательными потребностями, сирот, нуждающихся в попечительстве и т.п. Проблема социально-психологической адаптации детей с особыми образовательными потребностями к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной системы. Поэтому, деятельность Дворца школьников нацелена на дальнейшее развитие инклюзивного образования, педагогическую поддержку творческой инициативы детей с особыми образовательными потребностями, направление ее в русло созидательной продуктивной деятельности.

    Более 15 лет мы сотрудничаем с отделение социальной помощи на дому детям с ОВЗ ГУ «Отдел занятости и социальных программ г.Шахтинска» и КГУ «Специальная школа – интернат №7» УО КО. Начинается совместная работа с коррекционным центром ОШ№ 3.

    Для детей данной категории проводятся занятия в клубе «Особый ребенок» (на базе ДШ), а на базе СШИ №7 работают различные детские объединения: «Фантазийки» (Дронива Я.С..), «»Краски радуги» (Жилкина Н.В.), «»Веселые нотки» (Кокорина М.Г.), «Домашний парикмахер» (Арнаут О.С.). Также открыта группа по обучению детей с нарушением опорно-двигательной системы национальной игре тоғызқұмалақ (Утепбаева К.Х.) (проводятся индивидуальные занятия на дому).

    В домашних условиях большинство родителей не могут обеспечить систематическое, полноценное развитие своих малышей, поэтому у детей наблюдается неравномерное развитие познавательных процессов, ограниченность контактов, недостаточность навыков общения и трудности в эмоциональной сфере, в связи с этим, большое внимание уделяется раннему развитию детей в учебно-познавательном центре «Балдырған» по девяти направлениям.

    Дворец школьников является координатором работы отрядов РОО ЕДЮО «Жас Ұлан», функционирование которых осуществляется посредством реализации программы деятельности отрядов РОО ЕДЮО «Жас Ұлан» Шахтинского региона «Векторы развития детского движения-2». На нашей базе работает городская Ассоциация вожатых «Актив» (руководитель Погребная А.И.), которая обучает вожатых новым современным технологиям работы и способствует формированию нового профессионального корпуса старших вожатых.

    Одним из главных принципов организации воспитательной системы Дворца школьников является успех, способствующий формированию личностной позиции «победителя», самоутверждению и самореализации, имеющий в своей основе обязательное обеспечение ситуации успеха во всех видах деятельности. Все это приносит свои положительные результаты и помогает нашим детям зажечь огонь своей мечты! Наши воспитанники – чемпионы, победители и призеры, лауреаты и дипломанты конкурсов, фестивалей, турниров, соревнований различных уровней: от областного до Международного! Среди них есть мастера спорта международного класса, мастера спорта, кандидаты в мастера спорта, члены молодежных сборных в разных видах спорта, победители молодежной премии «Жастар» акима г.Шахтинска, внесенные в Большую Международную энциклопедию «Лучшие люди. Лучшие в образовании» (в рубрике «Им принадлежит будущее»). Далеко за пределами нашего города известны имена наших воспитанников – спортсменов (тренера Мизамбаев Р.К., Насибулин А.Р.): Сериков Е., Тацый А., Самчук В., Хаванцев А., Оспанова А. и мн.др. А в 2021г. воспитанник Насибулина А.Р. – Аккалыков Сабыржан – прославил наш Дворец школьников, став Чемпионом мира по боксу!

    Любые перемены несут в себе новые возможности! В декабре 2020 года произошло слияние Детско-юношеского центра и Межшкольного учебно-производственного комбината, что привело к дальнейшему развитию Дворца школьников: расширению видов деятельности, созданию новых технологий, направленных на развитие познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций воспитанников, обеспечивающих успешность принятия решений о выборе дальнейшего направления образования. В целях организации досуга, интересного и увлекательного времяпровождения подростков и молодежи в возрасте от 12 до 18 лет, поддержки молодежных инициатив, пропаганды здорового образа жизни, привлечения к творчеству и т.д. открылся подростково-молодежный клуб «Импульс», студия психодрамы «Живая картина» (Верховяк Е.В.).

    Планируется открытие «Центра профессиональной компетенции и карьерного роста» (руководитель Морозова М.В.), цель которого: выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением; открытие медиа-студии «Media Stream» с различными направлениями: «Пишем о главном», «Камера, мотор», «Мы в сети», дискуссионного клуба «Открытая школа», Клуба волонтеров, кружков «Мастерская слова» (скорочтение), «Мир кукол» «АРТиШОК», открытие новых детских объединений на базе образовательных учреждений Шахтинского региона; строительство и открытие школьного автокартодрома «Тарлан» (долгосрочный проект) и многое другое.

    Органичное соединение традиций и инноваций, высокий профессионализм работников делают деятельность Дворца школьников результативной и успешной. Каждого педагога и каждого ребенка, которые приходят к нам, несомненно, ждет успех, потому что атмосфера нашего Дома необыкновенна и наполнена духом творчества и радостью открытий.

    Событий много разных – ёмких и значительных,
    О них мы всем хотели рассказать.
    Наш остров Детства – просто удивительный,
    Кто с ним знаком – смог это осознать!